Место, где рождаются легенды
Одним легендам сотни, а может, и тысячи лет. Их слагали алтайские племена, объясняя рождение озера, причудливые формы гор, явления природы.

Другие – молодые, им всего несколько десятков лет. В их основе лежат истории людей, которые жили здесь, созидали, создавали семьи, отдавали озеру и тайге свои знания, силы и бесконечную любовь.

А некоторые легенды рождаются сейчас. Их творят те, кто пустил Телецкое в свою душу, кто верит в него и получает в ответ энергию Золотого озера.

Мы расскажем разные. И свои тоже)
О происхождении озера
Об охотнике Чугуле
О хане Теле
О богатыре Сартакпае
О правительнице Кодрыс
Об охотнике Чугуле и золотом самородке
Жил-был охотник Чугул, глаза его были зоркими, руки его были сильными, ноги его были быстрыми, никогда не знал он поражений, всегда приносил он домой самую богатую добычу.
Но однажды он возвращался с охоты, и впервые с пустыми сумами, печальный он ехал на своем коне, и вдруг конь его сковырнул копытом что-то блестящее. Чугул спустился с коня, стал раскапывать и обнаружил, что это золотой самородок размером с конскую голову. Он обрадовался. Теперь всегда у моей семьи будет достаток. Он принес золотой самородок домой, и какое-то время они жили, не зная хлопот, пока не наступил голодный год.

Кедр не уродил орех, травы не дали урожая, ягоды не уродились. Так было год, другой, и звери ушли из этих мест. Люди начали умирать с голоду. Чугул пошел по деревне, в надежде обменять этот золотой самородок на какое-то пропитание. Долго ходил он по селениям, но никто не дал ему и горстки ячменя.

Из последних сил он добрел до дома и увидел, что вся его семья умерла с голоду. Тогда в отчаянии он схватил этот золотой самородок, собрал все силы, взобрался на самую высокую гору Телецкого озера, и кинул это золото в воду со словами: Духи Алтая, примите это золото! Зачем оно мне, если оно не спасает моих близких, не бережет самого главного! Пускай всегда тайга будет полна орехом, пускай всегда воздух звенит от чистоты, пускай всегда вода будет свежей и наполняющей. И пусть всегда люди помнят об истинных ценностях!

С тех пор озеро стали называть Золотым - . Гору, с которой он бросил этот самородок – золотой горой - Алтын-Ту.

По определенным сказаниям Чугул и сам бросился в воду, но нам нравится позитивный расклад.
Его пожелания сбылись. Тайга родит орех, зверю есть, чем наесться, вода в озере чистейшая, и пусть так будет всегда. Пусть люди помнят об истинных ценностях.
О хане Теле и золотом мече
Давным-давно на месте озера от гор Туалок и Алтынту до гор Карабель и Чепту была большая равнина, по которой протекала река Чулышман. В нее вливались реки, что впадают теперь в озеро. Эта большая плодородная долина изобиловала хорошими лугами.

По лугам паслись несметные отары овец, стада коров, косяки лошадей. В окрестной тайге водилось много козлов, оленей и всякого пушного зверя, много птицы. В реках — много рыбы. Удобных для поселения мест было достаточно. На расстоянии слышимости голоса человеческого располагался аил от аила алтайцев-скотоводов.

Во главе племени, населявшего долину, стоял хан Теле. Хан имел бесчисленные стада и всякого добра — злата, серебра, дорогих одежд и мехов — несметное количество. Но самым главным его достоянием был волшебный золотой меч. Идя на войну, он всегда опоясывался этим мечом и никогда не знал поражения. Среди жен хана была молодая и красивая Чольчу, которая была умна и имела влияние при дворе повелителя. Хан любил ее больше других жен и даже советовался с ней.

Про богатство хана Теле услыхал его влиятельный сосед хан Богдо. Он решил силой завладеть ими и, собрав полки хорошо вооруженных воинов, напал на владения хана Теле. Узнав о нападении, хан Теле, как всегда, опоясался своим золотым мечом, собрал верную дружину и бросился навстречу врагу.
Хан Богдо не ожидал такого стремительного ответного удара. Войско его дрогнуло и обратилось в бегство. Хан Теле настиг вероломного Богдо, взял его в плен и обезоруженного, связанного по рукам и ногам доставил в свой шатер.
Взмолился хан Богдо пощадить его, стал предлагать вечную дружбу, обещал дорогие подарки победителю и его женам.
Чольчу, избалованная богатством, польстилась на обещания и уговорила мужа отпустить хана Богдо.

Прошло некоторое время, и от хана Богдо приехали послы со всевозможными дарами. После вручения подарков послы передали хану Теле приглашение прибыть в стан их повелителя со своей свитой. Приглашая хана, послы намекнули, что хан Богдо не забыл доброты и жалости к нему и сказочно одарит своего друга.
Хан Теле, посоветовавшись с Чольчу, принял приглашение. Одарив богато послов и вручив им подарки для хана Богдо, Теле отпустил их домой. Вскоре хан Теле стал собираться в далекий путь. Когда к отъезду все было готово, он зашел в шатер к любимой жене проститься. Чольчу сняла со стены шатра золотой меч и хотела, как всегда, опоясать им мужа, но хан отстранил ее и с упреком заметил: «Я еду к своему другу в гости, а не в стан врага, и меч мне не нужен, как не нужно оружие моей свите. Вместо него мы берем с собой серебро, золото, дорогие меха и шелковую одежду для подтверждения наших дружеских чувств. Ждите нас через одну луну обратно с ответными дарами моего друга хана Богдо».

Чольчу знала, что свои советы повторять она не смеет. Спрятав в сердце тревогу и опасения, она повесила золотой волшебный меч на место. Хан Теле с богатым караваном тронулся в далекий путь. Через десять дней тяжелого пути караван достиг владений хана Богдо, где был встречен сторожевым отрядом. Воины оказали хану Теле соответствующие знаки внимания и дали проводников. Отблагодарив охрану, хан двинулся дальше. К исходу следующего дня караван достиг шатров хана Богдо. Навстречу ему выехало целое войско, Хан Теле ожидал полагающихся ему как высокому гостю почестей, но, к удивлению своему, принят был как пленник. Он хотел объяснить цель своего приезда. Однако в ответ на это всадники плотным кольцом окружили его и свиту и погнали к шатрам хана Богдо.

По приказу хана Богдо, хан Теле и его спутники были убиты.
В тот момент, когда голова доверчивого хана Теле покатилась с могучих плеч, золотой волшебный меч сорвался со стены на пол. Падая, он рассек острием землю и ушел вглубь, образовав огромную зияющую пропасть между гор.
Жена хана Теле Чольчу оказалась на скале у края пропасти. Она поняла, что лишилась мужа, и безысходное горе овладело ею. Из ее прекрасных лучистых глаз брызнули и покатились горючие слезы. Они струились так долго и сильно, что переполнили пропасть и разлились озером. А чтобы о коварстве хана Богдо люди не забыли, Чольчу превратилась в говорливый поток.
О богатыре Сартакпае и заколдованной реке
На Алтае жил богатырь Сартакпай. Коса у него до земли. Брови точно густой кустарник. Мускулы узловаты, как нарост на березе, — хоть чашки из них режь. Но не был счастлив, не был весел прославленный богатырь Сартакпай. Он день и ночь слышал плач зажатых камнями алтайских рек. Бросаясь с камня на камень, они рвались в клочья. Дробились в ручьи, натыкаясь на горы.

Надоело Сартакпаю видеть слезы алтайских рек, надоело слушать их неумолчный стон. И задумал он дать дорогу алтайским водам в Ледовитый океан. Сартакпай позвал своего сына: — Ты, дитя, иди на юг, а я на восток пойду.

Адучи-сын пошёл к горе Белухе, поднялся туда, где лежит вечный снег, стал искать пути для реки Катуни. Сам богатырь Сартакпай отправился на восток, к озеру Юлу-Коль. Указательным пальцем правой руки Сартакпай тронул берег Юлу-Коля, и следом за его пальцем потекла река Челушман. Но сквозь радостный звон Сартакпай услышал плач в горах Кош-Агача. Он вытянул левую руку и указательным пальцем левой руки провел по горам борозду для реки Башкаус. Тут Сартакпай остановился.

— Где же сын мой Адучи? Почему не идет мне навстречу? Слетай к нему, черный дятел, посмотри, как работает Адучи-Мерген. Недалеко от Усть-Коксы догнал он силача Адучи. Тот вел Катунь все дальше к западу. — Что ты делаешь, Адучи-Мерген? — крикнул дятел. Отец твой уж полдня ждет тебя в Артыбаше. Сын сейчас же повернул Катунь на северо-восток. Дятел поспешил к Сартакпаю. — Прославленный богатырь, ваш сын ошибся: реку к западу начал вести, теперь повернул ее на восток. Через три дня он будет. Дожидаясь своего сына, Сартакпай три дня держал указательный палец в долине Артыбаша. За это время к нему под палец натекло Телецкое озеро. Отец повел из Телецкого озера реку Бию, а сын Адучи быстро бежал, ведя за собой Катунь. Ни на шаг не отстал он от своего могучего отца. Вместе в один миг слились обе реки, Бия и Катунь, в широкую Обь. И эта река понесла воды Алтая в далекий Ледовитый океан.
О правительнице Кодрыс и золотом караване
В давние времена алтайцы жили обособленно от других народностей и не имели с ними общения. Жили по своим законам. Правила алтайцами мудрая женщина по имени Кодрыс. По Алтаю ходили слухи, что где—то в предгорьях есть большая степь, которую будто бы заселяют другие народы и живут они сыто и богато.

Но однажды по Алтаю пронеслись грозовые тучи. Случился большой неурожай, продолжавшийся несколько лет. Наступил страшный голод. Правительница Алтая Кодрыс собрала совет из лучших людей, на котором стали решать - как быть? Много было споров и предложений, но все они были невыполнимы. Тогда Кодрыс предложила собрать все имеющееся у них золото и снарядить караван к степным людям для обмена его на хлеб. Караван Кодрыс решила вести сама. Она хотела сама убедиться в богатой жизни степей. Караван преодолел большую тайгу, крутые горы и горные реки. Наконец, вышли в широкие степи. Здесь люди занимались земледелием и скотоводством. Кодрыс поведала степным жителям о своей беде. Но, к удивлению, получила ответ об отсутствии хлеба, так как и в степи был неурожай, затянувшийся на несколько лет. Погоревали и поехали дальше на поиски зерна.

Много времени и сил потратил караван Кодрыс в поисках зерна, но всюду был неурожай. Тогда Кодрыс убедилась, что золото потеряло свою ценность. Потерявший силы, голодный караван повернул назад в горы, домой. А когда возвращались, то в горах увидели красивое озеро. Люди уговаривали ее не тратить последние силы, но она решительно направилась к озеру. Кодрыс поднялась на гору и была очарована видом красивого, спокойного озера, окруженного скалами и деревьями. Кодрыс взяла все золото у каравана, привязала на своего коня и направила коня с вершины в озеро. Успела только крикнуть: «Для чего теперь моим людям золото, если я не сумела купить на него и горсти зерна для них?». С тех пор гора называется Алтын-Туу, а озеро – Алтын-Кёль.
О водопадах
Девичьи слезы
40 грехов
Все отели
О ветрах
Когда-то на месте Телецкого озера была широкая Чудо-долина. Тогда божественный мир природы был девственным. В той долине, на сказочном ковре дивной растительности великанами стояли реликтовые деревья и водилось там множество причудливых зверей и птиц, и ползучих тварей.

Творец не забыл завершить свою долину двумя белогривыми горами, которые и облюбовали для жилья два огромных богатыря. Живущих здесь богатырей долго не брал мир. Они часто ссорились. А причиной тому была Чудо-долина. Каждому из них уж очень хотелось завладеть ею. Но, в конце концов, им надоело спорить, и они решились на договор, что будут молчать: «Кто первый нарушит обет молчания, тот и проиграет право на обладание долиной».

Сто дней и ночей прошло, но богатыри упорно молчали. Никто не хотел проигрывать своего права владеть долиной. И вот однажды сидели они на своих горах и пытались жестами вызвать друг друга на разговор. Вдруг, перед их глазами, откуда ни возьмись, появилась в долине женщина...

Женщина обворожила богатырей своим чарующим пением и искрометным танцем. Богатыри загляделись на диво, и от изумления оба воскликнули: «О, женщина!» (О, уй-кижи!). На их восклицание мгновенно загремел оглушительный гром, заблестела ослепительная молния и, неведомо куда, исчезла женщина. В один момент все стихло, и долина заполнилась густым туманом, словно накрыли ее большим пуховым одеялом...

Когда рассеялся туман, то вместо живописной долины, перед их взором появилось, небесной чистоты озеро, играя бликами в лучах солнца и, зависшей над ним, радугой. Тут богатыри поняли, что оба проиграли. Они бросились одновременно с гор в озеро, надеяcь коснуться дивной женщины, хотя бы в воде. Но от их богатырского прыжка, будто взорвалось озеро, и мощные волны ударили по горам, и сорвали с них ледяные шапки, которые, устремляясь вниз, раскатили над водной гладью странное эхо: — Теле, теле, теле.

Богатыри это эхо восприняли за имя женщины. Как только они произнесли его, тут же превратились в ветер, и вихрем взвились над озером. С тех пор озеро Алтая стало называться Телецким, а богатыри все ищут и ищут дивную женщину. Днем, один из них, ищет ее по низам, а другой ищет ее над ночным озером по верхам. Народ подметил смену ветра и дал ему свое название — Верховка и Низовка, которое бытует и поныне, среди чабанов, охотников и рыбаков.
Республика Алтай, Телецкое озеро